Новости игр и читы

Особенности телеканала «Культура» как музыкального телевизионного продукта

Журналистика — один из видов общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации. Характеристика возрастных особенностей аудитории телевизионного канала «культура«.

Актуальность исследования. Несмотря на важную роль классической музыки на телевидения в жизни и функционировании современного общества, данная тема в настоящее время изучена весьма слабо: до сих пор отсутствует общепризнанное научное определение музыкального телевидения, музыкальной телепрограммы, классификация жанров музыкального телевидения.

Целью работы изучить телеканал «Россия К» как уникальную современную тенденцию просвещения.

Объектом исследования является российское и зарубежное музыкальное телевидение.

Предметом исследования являются жанры российского и зарубежного музыкального телевидения.

Задачи исследования:

1. Определить функцию телеканала «Россия К» в системе российского телевидения.

2. Сравнить телеканал «Культура» с аналогичными каналами зарубежного телевидения.

3. Проанализировать музыкальные программы и определить жанровые признаки телеканала «Культура».

4. Выявить уникальность телеканала «Культура».

Степень научной разработанности.

1. Впервые телеканал «Культура» стал объектом научного исследованиями.

2. Системно-сравнительным анализом выявлена его уникальность в сравнении с аналогичными зарубежными телеканалами.

Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что телеканал «Культура» никогда не был объектом исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в спецкурсах по музыкальной тележурналистике, «Истории отечественной журналистики», «История зарубежной журналистики» практических занятиях будущих журналистов.

В основу методологии исследования положены принципы историзма и системности. Были использованы исторический, фактологический, типологический и системный методы.

1. Классификация каналов телевидения

На Российское телевидение во многом оказала влияние общемировая тенденция дифференциации каналов. Телевизионный контент — это продукт. И как любой продукт он имеет ценность лишь когда удовлетворяет интересам некой части населения, предъявляющей тем самым на него спрос. С одной стороны, СМИ ориентированы на коммерческий успех, обращены к потребителю информации, а с другой стороны, в силу своих социальных функций, журналистика должна обращаться к общественному мнению. Информационный поток постоянно увеличивается и поэтому вещателям становится выгодно обращаться не к абстрактному большинству, а к определённому узкому Новости Мир и конкретному сегменту аудитории. В свою очередь на телевидение оказывает тенденция коммерциализации. Она означает все большую привязку СМИ к потребностям рынка. Развивается многоканальная среда, каждый зритель теперь может найти тематический канал по вкусу и настроению, не дожидаясь выхода интересующего его контента на «массовых» мультижанровых телеканалах. С ростом количества каналов — обострением конкуренции между ними — всё менее прибыльным становится «телевидение для всех» и всё большую популярность обретают тематические каналы. Происходит сужение зрительских ниш каждого отдельно взятого канала, и, соответственно, увеличивается прицельность их работы. К тому же переход на цифровое вещание позволил одержать победу тематических каналов над каналами «общего потребления».

А с другой стороны, тенденция конгломерации в свою очередь оказала влияние на телевизионный ландшафт. Конгломерация медиа это процесс слияния и приобретения нескольких видов средств массовой информации и концентрация большинства из них в руках небольшого количества владельцев. Владея сразу несколькими средствами массовой информации, компания может контролировать весь процесс создания информационной продукции.

Телевидение в современной системе СМИ России занимает ключевое место, а сама телеиндустрия представляет собой наиболее динамично развивающийся сектор национальной медиаиндустрии. На данный момент телевизионный ландшафт России чрезвычайно разнообразен.

Существует несколько классификаций телеканалов. Например, по форме собственности можно выделить государственные и частные телеканалы. А по способу передачи телесигнала можно выделить эфирные, спутниковые и кабельные телеканалы. В настоящее время функционирует 20 общедоступных телеканалов. В классификации, предложенной в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям эти 20 каналов были разделены на три условные группы. В руках федеральных каналов: «Первый канал», «ВГТРК», «НТВ» сосредоточено почти все медийное поле. Основными сетевыми каналами являются каналы «СТС», «ТНТ», «РЕН ТВ» и остальные общедоступные телеканалы: «ТВЦ», «Россия К», «Домашний», «Россия 2», «ТВ3», «Перец», «Петербург-5 канал», «Россия 24», «Euronews», «Звезда», «7ТВ».

Если говорить о структуре собственности телеканалов, то рынок общенациональных каналов общего доступа разделен между девятью организациями: «Первый канал» («Первый канал»); «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (каналы «Россия 1», «Россия К», «Россия 2», «Россия 24»); «Газпром-Медиа» (каналы «НТВ», «ТНТ»); «Национальная медиагруппа» (каналы «РЕН ТВ», «Петербург-5 канал»); «STS Media» (каналы » СТС», «Домашний», «ДТВ»); Группа «Проф-Медиа» (каналы «MTV», «ТВ 3», «2Ч2»); «АФ Медиа Холдинг» (каналы «МУЗ ТВ», «7 ТВ»); «Телекомпания ТВ Центр» (канал «ТВЦ»); «Телерадиокомпания ВС РФ «Звезда» (канал «Звезда»).

Российские телеканалы прежде всего выступают в качестве канала доступа к общезначимой информации, но и в качестве площадки культурного процесса. Князев А. в своей монографии выделяет следующие основные функции и задачи телевидения: информирование населения о событиях в стране и мире (информационная функция); просвещение населения, популяризация знаний и распространение культуры (культурно-просветительская); организация досуга и обеспечение отдыха, эмоциональной разрядки, развлечения (досугово-развлекательная, рекреационная); воспитание гражданских убеждений news365.online и взглядов населения (воспитательная); сплочение общества, мобилизация населения на решение государственных задач (функция социальной интеграции и политической мобилизации). Исходя из этих функций, в Директиве об аудиовизуальных медиауслугах, было выделено три типа вещания, в соответствии с тремя главными социальными функциями телевидения — информационное, просветительское и развлекательное.

Информационное вещание представлено программами, которые сообщают о текущих событиях или анализируют информацию о конкретных проблемах, ситуациях. Также к этому вещанию можно отнести программы, в которых рассматриваются и обсуждаются актуальные общественно-политические, социально-значимые проблемы.

Просветительское вещание включает в себя программы, основной целью которых является предоставление аудитории полезных сведений, повышение интеллектуального, образовательного уровня телезрителей, а также расширение общего кругозора, углубление знаний в различных специальных областях жизнедеятельности, духовное образование.

К развлекательному вещанию отнесены программы, преимущественно направленные на отвлечение аудитории от рутинной жизненной практики, выполняющие рекреационные функции, программы как художественного, так и нехудожественного профиля.

Как считает Александр Долгин, глава Фонда научных исследований «Прагматика культуры»: «В последнее время на отечественном телевидении превалирует развлекательный контент. Телевидение становится настоящей индустрией развлечений». Светлана Герасимова отмечает в своей работе, «начиная с 2000 г. объем просветительских программ увеличивается, реалити-шоу и интерактивность формируют новую отличительную черту телевидения — «эффект присутствия». Исключение из материалов о политической жизни оппозиционных и негативных оценок создает образ благополучного общества».

1.1 Музыка на российском телевидении

Становление телевидения началось с освоения уже существующих музыкальных жанров, таких как выступление, концерт, музыкальный спектакль. На современном состоянии российского музыкального телевидения сильно отразились последствия коммуникационно-цифровой революции и инноваций в сфере массовых телекоммуникаций. Распад СССР, децентрализация и коммерциализация отечественного музыкального телевидения, глобализация и стремление к индивидуальности, оригинальности, творчеству, к социальной и межкультурной коммуникации, вытеснения с телевидения профазами непосредственное влияние на современное состояние музыкальной профессиональной журналистики (в особенности музыкального) телевидения России, в том числе на его жанровые особенности. История музыкального телевидения России напрямую зависит от истории самой страны. В связи с этим ее можно разделить на шесть периодов:

1. Предыстория музыкального телевидения в СССР;

— Музыкальное телевидение в послевоенный период (1945-1956 гг.);

— Музыкальное телевидение 1956-1970 гг.: первые самобытные формы и персонификация программ;

— Музыкальное телевидение в период 1970 — 1984 гг.: пропаганда советской эстрады;

— Музыкальное телевидение в переходный от государственного к коммерческому телевидению период (1985-1995 гг.);

— Музыкальное телевидение на современном этапе (1996-2008 гг.).

Вместе с вехами истории формировались модели музыкального телевидения:

1. Советская модель.

Характерная особенность советской модели музыкального телевидения — отсутствие правового поля в области СМИ и авторского права. Главной задачей музыкального телевидения в СССР была пропаганда советской идеологии. Еще одна характерная черта советской модели — подцензурность. Музыкальное телевидение находилось под контролем Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. Функцию цензора контента музыкальных передач выполняла система «худсоветов».

Инструментальная модель.

Данная модель образовалась во времена «перестройки». Изменился политический курс России и некогда подпольная рок-музыка ворвалась в эфир, пропагандируя перемены. Сформировалось альтернативное музыкальное телевидение, ставшее инструментом для пропаганды реформ и нового политического мышления.

Модель «четвертой власти».

В 1991 г. вышел закон о СМИ, в котором были сформированы основы правового регулирования телевидения. В 1993г. был принят Закон об авторском праве и смежных правах, а 12 июня 2000г. был принят Закон о печати. Появилось независимое музыкальное телевидение. Разнообразились формы и контент музыкальных телепередач. Музыкальный контент включал в себя музыку разных направлений, повысилось эфирное время иностранной музыки. В эфире появились программы американского MTV. Был создан первый развлекательно-музыкальный телеканал в России — Биз ТВ.

4. Корпоративно-авторитарная модель.

К 1995г. российский шоу-бизнес сформировался как корпоративный бизнес и установил контроль над музыкальным телевидением. В ходе президентской кампании Б.Ельцина музыкальное телевидение было активно задействовано в качества средства массовой пропаганды. Пользуясь сформированным авторитетом среди молодежи, звезды русского шоу-бизнеса выступали на телевидении с поддержкой кандидатуры Б.Ельцина в президенты, помогая тем самым его продвижению. Вновь вернулась система «худсоветов», и вместе с ними появился феномен «неформат», под который попали исполнители некоммерческой музыки и исполнители, не имеющие договорных отношений с влиятельными структурами шоу-бизнеса. Телевидение стало стремиться к массовости, его главной целью стало получение прибыли. Музыкальный контент постепенно начал уступать развлекательному, что, со временем, привело к практически полному исчезновению музыкального телевидения, а также его трансформации в телевидение развлекательное.

Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу, что, несмотря на кажущуюся аполитичность музыкального телевидения, оно всегда зависело от политического курса правительства. Русское музыкальное телевидение было максимально свободно в самовыражении только на момент своего возникновения, когда его программирование не имело ограничений, и постоянно шли эксперименты с формой и музыкальным наполнением. В дальнейшем история русского музыкального телевидения — это история пропаганды политического режима и образования закрытых влиятельных структур и корпораций.